Деятельность руководства и специалистов учреждения образования по организации интегрированного обучения и воспитания
- комплектование классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания; (Комплектование интегрированных классов осуществляется органами управления образованием на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов, заключений ЦКРОиР и согласия законных представителей ребенка с заключением ЦКРОиР.
Зачисление ребенка в интегрированный класс осуществляется на основании следующих документов:
приказа руководителя общеобразовательного учреждения;
заявления законных представителей;
свидетельства о рождении ребенка (предъявляется при зачислении);
заключения ЦКРОиР с рекомендациями об организации образовательного процесса;
согласия законных представителей ребенка с заключением ЦКРОиР;
медицинской справки установленной формы о состоянии здоровья ребенка.
Обращаю внимание, что заявление о приеме в интегрированный класс пишут как родители детей с ОПФР, так и родители детей, не имеющих ОПФР.)
- создание адекватной возможностям учащихся с ОПФР образовательной среды (предметно-пространственные ресурсы, безбарьерная среда и др.);
- кадровое обеспечение (анализ кадрового состава педагогических работников классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания: образование, в том числе и дефектологическое, их категории, стаж работы, курсовая переподготовка и др.);
- учебно-методическое обеспечение;
- наличие кабинета учителя-дефектолога;
- опыт организации работы волонтеров из числа учащихся школы, студентов, родителей для работы с учащимися с ОПФР;
- работа с родителями по формированию позитивного отношения к детям с ОПФР (беседы с родителями здоровых детей, родительские собрания и др.);
- отражение работы по интегрированному обучению и воспитанию в годовых планах работы учреждения;
- проведение педагогических (методических) советов, совещаний, обучающих семинаров по проблемам специального образования;
- контроль за состоянием интегрированного обучения и воспитания (где заслушивались вопросы организации интегрированного обучения и воспитания, периодичность контроля).
Документация:
- Кодекс Республики Беларусь об образовании;
- Постановление Министерства образования от 25.07.2011г. №132 «Аб зацвярджэнні Палаження аб дапаможнай школе (дапаможнай школе –інтэрнате) і прызнанні страціушымі сілу некаторых пастаноу Міністэрства адукаціі Рэспублікі Беларусь”;
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011г. №132 «Аб зацвярджэнні Палажэння аб спецыяльнай агульнадэкацыйнай школе (спецыяльнай агульнадэкацыйнай школе- інтэрнаце) ) і прызнанні страціушымі сілу некаторых пастаноу Міністэрства адукаціі Рэспублікі Беларусь”;
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 №136 «Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организация образовательного процесса в них»;
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении образца свидетельства о специальном образовании и порядка заполнения и выдачи свидетельства о специальном образовании» (10 марта 2003 г. №18);
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 №92 «Об утверждении Положения о патронате лиц с особенностями психофизического развития и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования республики Беларусь»;
- решение местного исполнительного и распорядительного органа об открытии класса интегрированного (совместного) обучения и воспитания;
- годовой план работы учреждения образования;
- заявления родителей о зачислении в класс (как учащихся с ОПФР, так и здоровых учащихся);
- заключения центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с рекомендациями об организации образовательного процесса на каждого школьника с ОПФР;
- согласие законных представителей детей с ОПФР с программой обучения их детей;
- приказ по учреждению образования о зачислении в классы интегрированного (совместного) обучения и воспитания (с отметкой о программах обучения);
- согласованный с ЦКРОиР перечень учебных предметов государственного компонента специального учебного плана, по которым учитель-дефектолог проводит уроки с учащимися с ОПФР;
- приказ о тарификации учителя-дефектолога;
- приказ о создании группы психолого –педагогического сопровождения учащихся с ОПФР;
- расписание уроков и коррекционных занятий, утвержденное руководителем учреждения образования.
Деятельность учителя-дефектолога:
организация и осуществление образовательного процесса в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания (соответствие учебных планов, учебных программ структуре и степени тяжести нарушений развития детей, взаимодействие педагогических работников в работе с детьми с ОПФР, включение законных представителей в образовательный процесс и др.);
качество проведения коррекционных занятий (правильность определения темы и постановки коррекционных задач занятия, доступность и дозировка материала, занимательный характер предъявляемого материала, учет возрастных особенностей учащихся при подборе материала занятий, достижение поставленных задач, активность школьников на занятии и т.д.),обоснование необходимости проведения индивидуальных занятий;
качество проведения коррекционно-педагогических занятий (в неполных классах интегрированного обучения и воспитания), обоснование необходимости проведения индивидуальных занятий;
качество проведения уроков (соответствие содержания теме и задачам урока, его коррекционная направленность, учет структуры и степени тяжести нарушений развития при отборе учебного материала, использование эффективных, здоровъесберегающих технологий, активность учащихся на уроке и др.);
результативность проведения занятий коррекционного компонента специального учебного плана (планирование, форма проведения занятий, аналитические материалы по качеству проведения этой работы);
результативность коррекционно-педагогических занятий (планирование, форма проведения коррекционно-педагогических занятий, аналитические материалы по качеству проведения этой работы);
создание атмосферы эмоционального комфорта с целью сохранения психического и нравственного здоровья детей;
консультирование педагогических работников класса (группы) по вопросам индивидуализации процесса обучения и воспитания детей с ОПФР;
взаимодействие в работе с педагогическими работниками (учителями, воспитателем группы продленного дня, педагогом-психологом, педагогом социальным);
включение законных представителей детей с ОПФР в образовательный процесс;
соблюдение профессиональной этики;
выступление на педагогических советах, методических объединениях;
публикации в СМИ, предметных журналах.
Документация:
- индивидуальные планы коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР, разработанные специалистами ЦКРОиР;
- календарно-тематические планы занятий коррекционного компонента;
- календарно-тематические планы по учебным предметам государственного компонента учебного плана, которые в соответствии с приказом руководителя учреждения образования проводит учитель-дефектолог класса (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания с детьми, имеющими особенности психофизического развития;
- учебный план класса интегрированного (совместного) обучения и воспитания;
- журнал (тетрадь) учета проведенных с детьми, имеющими особенности психофизического развития, уроков (занятий) государственного и коррекционного компонентов специального учебного плана и посещения их детьми;
- расписание уроков (занятий), утвержденное руководителем учреждения образования;
- расписание коррекционных занятий, утвержденное руководителем учреждения образования;
- ежедневные планы работы с учащимися с ОПФР по предметам государственного и коррекционного компонентов;
- материалы, характеризующие динамику развития ребенка;
- рабочие и контрольные тетради.
Примечание: в специальном классе (группе), классе (группе) интегрированного (совместного) обучения и воспитания кроме перечисленных документов ведутся иные документы, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь.
Кабинет учителя-дефектолога:
- оснащение кабинета необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и учебной литературой для специальных учреждений образования (учебные программы, учебные пособия, дидактические материалы, учебно-методические пособия и др.);
- соответствие рабочего места ученика санитарным требованиям (освещенность рабочего места, соответствие мебели, удаленность от доски);
- паспорт кабинета;
- картотека дидактического и раздаточного материала, по разделам;
- оборудование учебных и игровых зон кабинета;
- эстетическое оформление кабинета.
Деятельность учителя класса интегрированного (совместного) обучения и воспитания:
- Организация образовательного процесса с учетом особенностей развития учащихся с ОПФР;
- создание атмосферы эмоционального комфорта на уроках и воспитательных мероприятиях с целью сохранения психического и нравственного здоровья учащихся;
- соблюдение профессиональной этики.