Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне па адукацыі Слуцкага выканаўчага камітэта
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
Грэская сярэдняя школа
Родительский университет
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов,
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
учреждений общего среднего образования
Программа Родительского университета разработана в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка.
Авторы:
Мартынова Вера Васильевна, декан факультета социально-педагогических технологий БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент;
Погодина Елена Константиновна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ
Рецензенты:
кафедра возрастной и педагогической психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой Е.В. Бондарчук);
директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 153 г. Минска» М.И. Полещук
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
Организационное:
Информационно-просветительское:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
Содержательное:
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
- на оценке родителями собственного жизненного опыта;
- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
- на стабильном общении детей и их родителей;
- на формировании атмосферы поиска новых знаний;
- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
- на развитии творческих способностей членов семьи;
- на умении видеть результаты развития детей;
- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
Формы проведения занятий:
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
- повышение интереса родителей к самообразованию;
- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
||||
1 |
1-е классы |
|||||||
1.1 |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе. |
сентябрь |
лекция/ практикум/ вебинар |
классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник |
||||
1.2 |
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника. |
ноябрь |
беседа/ практикум/ мастер-класс |
классный руководитель, медицинский работник |
||||
1.3 |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться. |
январь |
круглый стол/ дискуссия/ форум |
классный руководитель |
||||
1.4 |
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка. |
апрель |
семинар-практикум/психологический тренинг |
педагог-психолог |
||||
2 |
2-е классы |
|||||||
2.1 |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
октябрь |
беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
классный руководитель |
||||
2.2 |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья |
декабрь |
круглый стол/ семинар-практикум/ вебинар |
классный руководитель, медицинский работник |
||||
2.3 |
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка |
февраль |
лекция/ семинар-практикум/психологический тренинг |
педагог-психолог, педагог социальный |
||||
2.4 |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться |
май |
круглый стол/ форум/ дискуссия/ мастер-класс |
классный руководитель |
||||
3 |
3-е классы |
|||||||
3.1 |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
сентябрь |
беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
классный руководитель |
||||
3.2 |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников |
декабрь |
лекция/ семинар-практикум/ мастер-класс |
педагог-психолог |
||||
3.3 |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
январь |
беседа/ дискуссия/ практикум |
педагог социальный, медицинский работник |
||||
3.4 |
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви |
апрель |
семинар-практикум/психологический тренинг |
педагог-психолог, педагог социальный |
||||
4 |
4-е классы |
|||||||
4.1 |
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников |
сентябрь |
лекция/ вебинар |
педагог-психолог, медицинский работник |
||||
4.2 |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие |
декабрь |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум |
классный руководитель, педагог социальный |
||||
4.3 |
Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
февраль |
конференция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум |
педагог-психолог, классный руководитель |
||||
4.4 |
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
май |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар |
классный руководитель |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-IV классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
1 |
Психологические особенности младших школьников Развитие памяти и внимания младших школьников Мотивы учения младших школьников Отношения в семье как основа взаимопонимания Поощрение и наказание детей в семье Леворукий ребенок в школе |
педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный |
2 |
Воспитание вежливости Профилактика жестокого обращения с детьми Как на самом деле любить своих детей? Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях Роль отца в воспитании ребенка Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка Семейные традиции ценности в воспитании детей Учение с увлечением |
классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
3 |
Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение Как выявить и развить способности детей? Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей Как помочь ребенку стать внимательнее? Как привить ребенку любовь к чтению? Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? |
педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный |
4 |
Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка Интеллектуальное развитие ребенка Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей Организация свободного времени детей в период летних каникул |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведе ния |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
5-е классы |
|||
1.1 |
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
сентябрь |
семинар-практикум/ вебинар |
классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник |
1.2 |
Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
ноябрь |
круглый стол/ беседа/ семинар-практикум |
классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
1.3 |
Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
февраль |
лекция/ беседа/ вебинар |
педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник |
1.4 |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
май |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар |
классный руководитель, педагог социальный |
2 |
6-е классы |
|||
2.1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
сентябрь |
лекция/ беседа/ вебинар |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель |
2.2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
декабрь |
семинар-практикум/ вебинар/ психологический тренинг |
педагог-психолог, классный руководитель |
2.3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
март |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ мастер-класс |
педагог-психолог, классный руководитель |
2.4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
май |
конференция/ семинар-практикум/ вебинар |
педагог социальный, медицинский работник |
3 |
7-е классы |
|||
3.1 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
сентябрь |
лекция/ беседа/ вебинар |
педагог-психолог, медицинский работник |
3.2 |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
ноябрь |
круглый стол/ беседа/ вебинар |
педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних |
3.3 |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
февраль |
конференция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг |
педагог социальный, педагог-психолог |
3.4 |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
апрель |
беседа/ семинар-практикум/психологический тренинг |
классный руководитель, педагог-психолог |
4 |
8-е классы |
|||
4.1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
октябрь |
лекция/ беседа/ вебинар |
педагог-психолог, педагог социальный |
4.2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
декабрь |
конференция/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг |
педагог-психолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних |
4.3 |
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
март |
беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
педагог-психолог, педагог социальный |
4.4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
май |
круглый стол/ конференция/ семинар-практикум/психологический тренинг |
педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель |
5 |
9-е классы |
|||
5.1 |
Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
сентябрь |
лекция/ конференция/ вебинар |
педагог-психолог, классный руководитель, медицинский работник |
5.2 |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
ноябрь |
беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
педагог-психолог, педагог социальный |
5.3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
февраль |
лекция/ беседа/ семинар-практикум |
педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный |
5.4 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
апрель |
конференция/ форум/ семинар-практикум/ вебинар |
педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-IX классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
5 |
Мой ребенок становится подростком Психологические особенности младших подростков Ребенок в коллективе сверстников Межличностное общение подростков Отношения в семье Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины Ответственность родителей за воспитание детей |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних |
6 |
Роль отца и матери в воспитании ребенка Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты Трудности переходного возраста Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? Трудовое воспитание в семье |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних |
7 |
Ваш любимый неидеальный ребенок Подростковый возраст: проблемы полового созревания Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях: безопасное поведение Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье Предотвращение отчужденности между родителями и детьми Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник |
8 |
Как научиться понимать и принимать подростка? О родительском авторитете Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? Домашняя работа: удовольствие или наказание? Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник |
9 |
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности подростка Интернет-зависимость: пути преодоления Организация свободного времени детей в период летних каникул Ответственное родительство – залог благополучия семьи |
классный руководитель, педагог социальный, педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
10-е классы |
|||
1.1 |
Тема 1. Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня |
сентябрь |
лекция/ беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
педагог социальный, медицинский работник |
1.2 |
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку |
ноябрь |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ мастер-класс |
педагог-психолог, медицинский работник |
1.3 |
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья |
февраль |
беседа/ круглый стол/ вебинар |
педагог-психолог, педагог социальный |
1.4 |
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе |
апрель |
круглый стол/ дискуссия/ психологический тренинг, вебинар |
классный руководитель, педагог-психолог |
2 |
11-е классы |
|||
2.1 |
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии |
октябрь |
семинар-практикум/ форум/ вебинар |
педагог-психолог, классный руководитель |
2.2 |
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей |
декабрь |
конференция/ беседа/ практикум |
педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних |
2.3 |
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни |
март |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар |
педагог социальный, классный руководитель
|
2.4 |
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период |
май |
семинар-практикум/ мастер-класс/ психологический тренинг |
классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся X-IX классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
10 |
Психофизиологические особенности десятиклассников Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания Личное ли это дело – личное счастье? Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников Кем быть и каким быть? Организация досуга старшеклассников Особенности здоровья и физического развития старшеклассника Режим учебного и физического труда, личная гигиена |
классный руководитель, педагог социальный, педагог-психолог, медицинский работник |
11 |
Трудности личностного роста и их влияние на обучение Научная организация учебного труда старшеклассников Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников Закон и ответственность несовершеннолетних Формирование здорового образа жизни Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе Самореализация личности |
педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
I. Дзяржаўныя святы, святочныя дні, памятныя і святочные даты ў Рэспубліцы Беларусь
Дзяржаўныя святы:
Дзень Канстытуцыі — 15 сакавіка;
Дзень яднання народаў Беларусі і Расіі — 2 красавіка;
Дзень Перамогі — 9 мая;
Дзень Дзяржаўнага герба Рэспублікі Беларусь і Дзяржаўнага флага Рэспублікі Беларусь — другая нядзеля мая;
Дзень Незалежнасці Рэспублікі Беларусь (Дзень Рэспублікі) — 3 ліпеня.
Агульнарэспубліканскія святочныя дні:
Новы год — 1 і 2 студзеня;
Дзень абаронцаў Айчыны і Узброеных Сіл Рэспублікі Беларусь — 23 лютага;
Дзень жанчын — 8 сакавіка;
Свята працы — 1 мая;
Дзень Кастрычніцкай рэвалюцыі — 7 лістапада.
Прафесійныя і іншыя святочныя дні:
Дзень выратавальніка — 19 студзеня;
Дзень беларускай навукі — апошняя нядзеля студзеня;
Дзень друку — 5 мая;
Дзень сям’і — 15 мая;
Дзень моладзі — апошняя нядзеля чэрвеня;
Дзень пажарнай службы — 25 ліпеня;
Дзень ведаў — 1 верасня;
Дзень беларускага пісьменства — першая нядзеля верасня;
Дзень бібліятэк — 15 верасня;
Дзень пажылых людзей — 1 кастрычніка;
Дзень настаўніка — першая нядзеля кастрычніка;
Дзень маці — 14 кастрычніка;
Дзень інвалідаў Рэспублікі Беларусь — 3 снежня;
Дзень правоў чалавека — 10 снежня;
Дзень беларускага кіно — 17 снежня.
Памятныя даты:
Дзень памяці воінаў-інтэрнацыяналістаў —15 лютага;
Дзень Чарнобыльскай трагедыі — 26 красавіка;
Дзень усенароднай памяці ахвяр Вялікай Айчыннай вайны — 22 чэрвеня.
II. Святочныя даты (міжнародныя дні, заснаваныя ААН, іншымі арганізацыямі, грамадскімі аб’яднаннямі)
Сусветны дзень запаведнікаў і нацыянальных паркаў — 11 студзеня;
Дзень юнага героя-антыфашыста — 8 лютага;
Сусветны дзень радыё — 13 лютага;
Міжнародны дзень роднай мовы — 21 лютага;
Міжнародны дзень барацьбы з наркаманіяй і наркабізнесам — 1 сакавіка;
Сусветны дзень дзікай прыроды — 3 сакавіка;
Сусветны дзень паэзіі — 21 сакавіка;
Міжнародны дзень лясоў — 21 сакавіка;
Сусветны дзень водных рэсурсаў — 22 сакавіка;
Сусветны дзень тэатра — 27 сакавіка;
Міжнародны дзень птушак — 1 красавіка;
Міжнародны дзень дзіцячай кнігі — 2 красавіка;
Міжнародны дзень спорту на карысць міру і развіцця — 6 красавіка;
Сусветны дзень здароўя — 7 красавіка;
Міжнародны дзень вызвалення вязняў канцлагераў — 11 красавіка;
Міжнародны дзень палёту чалавека ў космас — 12 красавіка;
Міжнародны дзень помнікаў і гістарычных месцаў — 18 красавіка;
Міжнародны Дзень Маці-Зямлі — 22 красавіка;
Сусветны дзень кнігі і аўтарскага права — 23 красавіка;
Сусветны дзень аховы працы — 28 красавіка;
Дні памяці і прымірэння, прысвечаныя загінуўшым у Другой сусветнай вайне — 8—9 мая;
Міжнародны дзень музеяў — 18 мая;
Дзень піянерскай дружбы — 19 мая;
Сусветны дзень культурнай разнастайнасці ў імя дыялога і развіцця — 21 мая;
Міжнародны дзень біялагічнай разнастайнасці — 22 мая;
Сусветны дзень без тытуню — 31 мая;
Міжнародны дзень абароны дзяцей — 1 чэрвеня;
Сусветны дзень навакольнага асяроддзя — 5 чэрвеня;
Дзень юнацкага руху — 15 чэрвеня;
Міжнародны дзень барацьбы са злоўжываннем наркатычнымі сродкамі і іх незаконным абаротам — 26 чэрвеня;
Міжнародны дзень дружбы — 30 ліпеня;
Сусветны дзень барацьбы з гандлем людзьмі — 30 ліпеня;
Міжнародны дзень моладзі —12 жніўня;
Міжнародны дзень дабрачыннасці — 5 верасня;
Міжнародны дзень пісьменнасці — 8 верасня;
Сусветны дзень прадухілення самагубстваў — 10 верасня;
Міжнародны дзень дэмакратыі — 15 верасня;
Міжнародны дзень аховы азонавага пласта — 16 верасня;
Міжнародны дзень міру —21 верасня;
Сусветны дзень турызму — 27 верасня;
Міжнародны дзень пажылых людзей — 1 кастрычніка;
Міжнародны дзень музыкі-1 кастрычніка;
Міжнародны дзень сацыяльнага педагога — 2 кастрычніка;
Сусветны дзень абароны жывёл — 4 кастрычніка;
Сусветны дзень настаўнікаў — 5 кастрычніка;
Дзень Арганізацыі Аб’яднаных Нацый — 24 кастрычніка;
Міжнародны дзень школьных бібліятэк — чацвёрты панядзелак кастрычніка;
Сусветны дзень гарадоў — 31 кастрычніка;
Сусветны дзень навукі за мір і развіццё — 10 лістапада;
Міжнародны дзень энергазберажэння — 11 лістапада;
Сусветны дзень дзіцяці — 20 лістапада;
Сусветны дзень прывітанняў — 21 лістапада;
Сусветны дзень барацьбы са СНІДам — 1 снежня;
Міжнародны дзень інвалідаў — 3 снежня;
Міжнародны дзень добраахвотнікаў у імя эканамічнага і сацыяльнага развіцця (Сусветны дзень валанцёраў) — 5 снежня;
Сусветны дзень правоў чалавека — 10 снежня;
Міжнародны дзень салідарнасці людзей — 20 снежня.
III. Юбілейныя даты, якія будуць адзначацца ў 2020/2021 навучальным годзе
02.09.2020 — 75 гадоў з дня заканчэння Другой сусветнай вайны.
13.09.2020 — 30 гадоў з дня стварэння Беларускай рэспубліканскай піянерскай арганізацыі (13.09.1990).
14.09.2020 — 100 гадоў з дня заснавання Нацыянальнага акадэмічнага тэатра імя Янкі Купалы ў Мінску (14.09.1920 адкрыўся як Беларускі дзяржаўны тэатр).
24.10.2020 — 75 гадоў з дня ўтварэння Арганізацыі Аб’яднаных Нацый (24.10.1945 уступіў у сілу Статут ААН).
25.12.2020 — 120 гадоў з дня адкрыцця Мінскай абласной бібліятэкі імя А. С. Пушкіна (адкрылася як Мінская гарадская публічная бібліятэка імя А. С. Пушкіна 25.12.1900).
26.04.2021 — 35 гадоў з дня аварыі на Чарнобыльскай АЭС (26.04.1986).
29.05.2021 — 75 гадоў з дня заснавання Мінскага трактарнага завода (29.05.1946).
згарнуць№1.
Не забывайце, што выхаванне пачынаецца ў сям'і. Па словах В.А Сухамлінскага, «у сям'і закладваюцца карані, з якіх вырастаюць потым і галінкі, і кветкі, і плады. На маральным здароўі сям'і будуецца педагагічная мудрасць школы ". Аснова ўзаемадзеяння класнага кіраўніка і сям'і - зацікаўленасць абодвух бакоў у развіцці дзіцяці, у раскрыцці ў ім лепшых якасцей, неабходных для самавызначэння і самарэалізацыі. Таму асноўныя функцыі класнага кіраўніка ва ўзаемадзеянні з сям'ёй наступныя:
№2.
Сваю працу пачынайце з дыягностыкі сям'і. Гэта неабходна для выяўлення праблем у выхаванні дзіцяці, вывучэння жыллёва-бытавых умоў, у якіх яно знаходзіцца, выпрацоўкі адзінага погляду педагогаў і бацькоў на выхаванне і развіццё дзіцяці.
Калі вы запланавалі наведванне сям'і вучня, загадзя дамоўцеся з бацькамі аб сваім прыходзе. Будзьце карэктныя, тактоўныя, вытрыманыя ў зносінах, тон павінен быць прыязным і спакойным. У размове ні ў якім разе не павучайце бацькоў, можаце толькі раіць або рэкамендаваць.
Адпраўляючыся на сустрэчу, прадумайце пытанні ці асноўныя пункты гутаркі. Добра, калі падчас размовы ў кватэры знаходзяцца ўсе члены сям'і, так вы зможаце пазнаёміцца з усімі адразу ў залежнасці ад таго, пра што вы гаворыце з бацькамі, дзіця можа знаходзіцца альбо з вамі, альбо пад якой-небудзь падставай ў іншым пакоі. Не зацягвайце свой візіт, памятайце аб правілах добрага тону. Пасля наведвання абавязкова зафіксуйце асноўныя высновы, зробленыя вамі.
№3.
Працу з бацькамі будуйце дыферэнцыравана: у адных бацькоў ёсць праблемы ў выхаванні, а іншыя могуць падзяліцца вопытам сямейнага выхавання. Таму не навязвайце ўсім аднолькавыя формы ўзаемадзеяння, арыентуйцеся на іх патрэбы, асаблівасці сямейнага выхавання. Перадавайце бацькоўскай супольнасці інфармацыю пра важныя для класа і школы справы, каб кожная сям'я магла вызначыць сваю форму і меру ўдзелу ў іх.
№4.
Ніколі не скардзьцеся бацькам на іх дзяцей, патрабуючы прыняцця адпаведных мер.
№5.
Не забывайце: у педагогіцы вырашальнае значэнне мае першы момант уваходу ў клас, першыя ўрокі, першае знаёмства з дзецьмі, першы бацькоўскі сход.
№6.
Аддавайце сваё цяпло, ласку не тым, хто на іх напрошваецца або хто вам падабаецца, а таму, каму гэта асабліва неабходна.
№7.
Усе заўвагі рабіце ў добразычлівым, спакойным тоне, не вешаючы ярлыкоў.
№8.
Формула паспяховай дзейнасці класнага кіраўніка: Любоў → Давер → Разуменне → Падтрымка.
№9.
Калі вы сумняваецеся, як паступіць, лепш не спяшайцеся. «Сумнеў - не на карысць мудрых», - казаў Сакрат.
№10.
Настаўнік павінен быць заўсёды ў форме, заўсёды падцягнуты, заўсёды ў добрым настроі. Успомніце мудрае выслоўе Казьмы Пруткова: «Калі хочаш быць шчаслівы - будзь ім!»
САВЕТ №11.
Любая дзейнасць пачынаецца з планавання работы. Не забудзьцеся, складаючы план:
Паспрабуйце спланаваць экскурсіі, класныя гадзіны, тэмы бацькоўскіх сходаў. Прадумайце справы класа як унутраныя, так і агульнашкольныя.
Вы можаце ўключыць у план работы наступныя раздзелы:
згарнуць
Социально-педагогическая характеристика класса
(примечание:заполняется на начало и конец учебного года, для вновь назначенных классных руководителей заполняется на конец первой четверти)
Рекомендации по составлению характеристики класса:
Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.
Количество учащихся
Из них мальчиков, девочек
Возрастной состав
Были ли слияния с другими классами, есть ли прибывшие ученики (из каких школ)
Смена классного руководителя
Содержание и характер учебной деятельности:
Общая характеристика успеваемости, дисциплины
Наличие контроля за оценками отдельных учеников
Дисциплина на уроках, кто нарушает?
Пропуски уроков
Жизнь класса вне учебных занятий:
Интерес к кружкам, экскурсиям, коллекционированию и т.д.
Участие классного коллектива в общешкольной жизни
Проявление сознательной дисциплины
Влияние на класс родительской общественности
Общественно полезный труд в классе, школе
Руководство классным коллективом и его организацией:
Актив класса, его работа (выделить лучших)
Участие в школьных мероприятиях
Наличие неформальных лидеров, причины их влияния на класс
Наличие отверженных
Взаимоотношения внутри коллектива:
Степень сплоченности
Проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи
Наличие или отсутствие группировок
Особенности взаимоотношения между мальчиками и девочками
Эмоциональное неблагополучие отдельных детей
Общие выводы:
Уровень развития коллектива
Характер общего эмоционального климата в коллективе
Дисциплинированность
Определение основных недостатков в организации жизни коллектива
Характеристика должна содержать достаточное количество обоснованных конкретных педагогических выводов, учитывающих специфику данного коллектива.
згарнуць