Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне па адукацыі Слуцкага выканаўчага камітэта
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
Грэская сярэдняя школа
Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне па адукацыі Слуцкага выканаўчага камітэта
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
Грэская сярэдняя школа
Родительский университет
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов,
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
учреждений общего среднего образования
Программа Родительского университета разработана в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка.
Авторы:
Мартынова Вера Васильевна, декан факультета социально-педагогических технологий БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент;
Погодина Елена Константиновна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ
Рецензенты:
кафедра возрастной и педагогической психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой Е.В. Бондарчук);
директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 153 г. Минска» М.И. Полещук
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
Организационное:
Информационно-просветительское:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
Содержательное:
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
- на оценке родителями собственного жизненного опыта;
- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
- на стабильном общении детей и их родителей;
- на формировании атмосферы поиска новых знаний;
- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
- на развитии творческих способностей членов семьи;
- на умении видеть результаты развития детей;
- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
Формы проведения занятий:
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
- повышение интереса родителей к самообразованию;
- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
||||
1 |
1-е классы |
|||||||
1.1 |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе. |
сентябрь |
лекция/ практикум/ вебинар |
классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник |
||||
1.2 |
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника. |
ноябрь |
беседа/ практикум/ мастер-класс |
классный руководитель, медицинский работник |
||||
1.3 |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться. |
январь |
круглый стол/ дискуссия/ форум |
классный руководитель |
||||
1.4 |
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка. |
апрель |
семинар-практикум/психологический тренинг |
педагог-психолог |
||||
2 |
2-е классы |
|||||||
2.1 |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
октябрь |
беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
классный руководитель |
||||
2.2 |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья |
декабрь |
круглый стол/ семинар-практикум/ вебинар |
классный руководитель, медицинский работник |
||||
2.3 |
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка |
февраль |
лекция/ семинар-практикум/психологический тренинг |
педагог-психолог, педагог социальный |
||||
2.4 |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться |
май |
круглый стол/ форум/ дискуссия/ мастер-класс |
классный руководитель |
||||
3 |
3-е классы |
|||||||
3.1 |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
сентябрь |
беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
классный руководитель |
||||
3.2 |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников |
декабрь |
лекция/ семинар-практикум/ мастер-класс |
педагог-психолог |
||||
3.3 |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
январь |
беседа/ дискуссия/ практикум |
педагог социальный, медицинский работник |
||||
3.4 |
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви |
апрель |
семинар-практикум/психологический тренинг |
педагог-психолог, педагог социальный |
||||
4 |
4-е классы |
|||||||
4.1 |
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников |
сентябрь |
лекция/ вебинар |
педагог-психолог, медицинский работник |
||||
4.2 |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие |
декабрь |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум |
классный руководитель, педагог социальный |
||||
4.3 |
Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
февраль |
конференция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум |
педагог-психолог, классный руководитель |
||||
4.4 |
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
май |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар |
классный руководитель |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-IV классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
1 |
Психологические особенности младших школьников Развитие памяти и внимания младших школьников Мотивы учения младших школьников Отношения в семье как основа взаимопонимания Поощрение и наказание детей в семье Леворукий ребенок в школе |
педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный |
2 |
Воспитание вежливости Профилактика жестокого обращения с детьми Как на самом деле любить своих детей? Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях Роль отца в воспитании ребенка Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка Семейные традиции ценности в воспитании детей Учение с увлечением |
классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
3 |
Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение Как выявить и развить способности детей? Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей Как помочь ребенку стать внимательнее? Как привить ребенку любовь к чтению? Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? |
педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный |
4 |
Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка Интеллектуальное развитие ребенка Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей Организация свободного времени детей в период летних каникул |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведе ния |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
5-е классы |
|||
1.1 |
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
сентябрь |
семинар-практикум/ вебинар |
классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник |
1.2 |
Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
ноябрь |
круглый стол/ беседа/ семинар-практикум |
классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
1.3 |
Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
февраль |
лекция/ беседа/ вебинар |
педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник |
1.4 |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
май |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар |
классный руководитель, педагог социальный |
2 |
6-е классы |
|||
2.1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
сентябрь |
лекция/ беседа/ вебинар |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель |
2.2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
декабрь |
семинар-практикум/ вебинар/ психологический тренинг |
педагог-психолог, классный руководитель |
2.3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
март |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ мастер-класс |
педагог-психолог, классный руководитель |
2.4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
май |
конференция/ семинар-практикум/ вебинар |
педагог социальный, медицинский работник |
3 |
7-е классы |
|||
3.1 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
сентябрь |
лекция/ беседа/ вебинар |
педагог-психолог, медицинский работник |
3.2 |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
ноябрь |
круглый стол/ беседа/ вебинар |
педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних |
3.3 |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
февраль |
конференция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг |
педагог социальный, педагог-психолог |
3.4 |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
апрель |
беседа/ семинар-практикум/психологический тренинг |
классный руководитель, педагог-психолог |
4 |
8-е классы |
|||
4.1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
октябрь |
лекция/ беседа/ вебинар |
педагог-психолог, педагог социальный |
4.2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
декабрь |
конференция/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг |
педагог-психолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних |
4.3 |
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
март |
беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
педагог-психолог, педагог социальный |
4.4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
май |
круглый стол/ конференция/ семинар-практикум/психологический тренинг |
педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель |
5 |
9-е классы |
|||
5.1 |
Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
сентябрь |
лекция/ конференция/ вебинар |
педагог-психолог, классный руководитель, медицинский работник |
5.2 |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
ноябрь |
беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
педагог-психолог, педагог социальный |
5.3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
февраль |
лекция/ беседа/ семинар-практикум |
педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный |
5.4 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
апрель |
конференция/ форум/ семинар-практикум/ вебинар |
педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-IX классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
5 |
Мой ребенок становится подростком Психологические особенности младших подростков Ребенок в коллективе сверстников Межличностное общение подростков Отношения в семье Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины Ответственность родителей за воспитание детей |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних |
6 |
Роль отца и матери в воспитании ребенка Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты Трудности переходного возраста Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? Трудовое воспитание в семье |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних |
7 |
Ваш любимый неидеальный ребенок Подростковый возраст: проблемы полового созревания Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях: безопасное поведение Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье Предотвращение отчужденности между родителями и детьми Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник |
8 |
Как научиться понимать и принимать подростка? О родительском авторитете Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? Домашняя работа: удовольствие или наказание? Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник |
9 |
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности подростка Интернет-зависимость: пути преодоления Организация свободного времени детей в период летних каникул Ответственное родительство – залог благополучия семьи |
классный руководитель, педагог социальный, педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
10-е классы |
|||
1.1 |
Тема 1. Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня |
сентябрь |
лекция/ беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
педагог социальный, медицинский работник |
1.2 |
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку |
ноябрь |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ мастер-класс |
педагог-психолог, медицинский работник |
1.3 |
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья |
февраль |
беседа/ круглый стол/ вебинар |
педагог-психолог, педагог социальный |
1.4 |
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе |
апрель |
круглый стол/ дискуссия/ психологический тренинг, вебинар |
классный руководитель, педагог-психолог |
2 |
11-е классы |
|||
2.1 |
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии |
октябрь |
семинар-практикум/ форум/ вебинар |
педагог-психолог, классный руководитель |
2.2 |
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей |
декабрь |
конференция/ беседа/ практикум |
педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних |
2.3 |
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни |
март |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар |
педагог социальный, классный руководитель
|
2.4 |
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период |
май |
семинар-практикум/ мастер-класс/ психологический тренинг |
классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся X-IX классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
10 |
Психофизиологические особенности десятиклассников Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания Личное ли это дело – личное счастье? Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников Кем быть и каким быть? Организация досуга старшеклассников Особенности здоровья и физического развития старшеклассника Режим учебного и физического труда, личная гигиена |
классный руководитель, педагог социальный, педагог-психолог, медицинский работник |
11 |
Трудности личностного роста и их влияние на обучение Научная организация учебного труда старшеклассников Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников Закон и ответственность несовершеннолетних Формирование здорового образа жизни Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе Самореализация личности |
педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
I. Дзяржаўныя святы, святочныя дні, памятныя і святочные даты ў Рэспубліцы Беларусь
Дзяржаўныя святы:
Дзень Канстытуцыі — 15 сакавіка;
Дзень яднання народаў Беларусі і Расіі — 2 красавіка;
Дзень Перамогі — 9 мая;
Дзень Дзяржаўнага герба Рэспублікі Беларусь і Дзяржаўнага флага Рэспублікі Беларусь — другая нядзеля мая;
Дзень Незалежнасці Рэспублікі Беларусь (Дзень Рэспублікі) — 3 ліпеня.
Агульнарэспубліканскія святочныя дні:
Новы год — 1 і 2 студзеня;
Дзень абаронцаў Айчыны і Узброеных Сіл Рэспублікі Беларусь — 23 лютага;
Дзень жанчын — 8 сакавіка;
Свята працы — 1 мая;
Дзень Кастрычніцкай рэвалюцыі — 7 лістапада.
Прафесійныя і іншыя святочныя дні:
Дзень выратавальніка — 19 студзеня;
Дзень беларускай навукі — апошняя нядзеля студзеня;
Дзень друку — 5 мая;
Дзень сям’і — 15 мая;
Дзень моладзі — апошняя нядзеля чэрвеня;
Дзень пажарнай службы — 25 ліпеня;
Дзень ведаў — 1 верасня;
Дзень беларускага пісьменства — першая нядзеля верасня;
Дзень бібліятэк — 15 верасня;
Дзень пажылых людзей — 1 кастрычніка;
Дзень настаўніка — першая нядзеля кастрычніка;
Дзень маці — 14 кастрычніка;
Дзень інвалідаў Рэспублікі Беларусь — 3 снежня;
Дзень правоў чалавека — 10 снежня;
Дзень беларускага кіно — 17 снежня.
Памятныя даты:
Дзень памяці воінаў-інтэрнацыяналістаў —15 лютага;
Дзень Чарнобыльскай трагедыі — 26 красавіка;
Дзень усенароднай памяці ахвяр Вялікай Айчыннай вайны — 22 чэрвеня.
II. Святочныя даты (міжнародныя дні, заснаваныя ААН, іншымі арганізацыямі, грамадскімі аб’яднаннямі)
Сусветны дзень запаведнікаў і нацыянальных паркаў — 11 студзеня;
Дзень юнага героя-антыфашыста — 8 лютага;
Сусветны дзень радыё — 13 лютага;
Міжнародны дзень роднай мовы — 21 лютага;
Міжнародны дзень барацьбы з наркаманіяй і наркабізнесам — 1 сакавіка;
Сусветны дзень дзікай прыроды — 3 сакавіка;
Сусветны дзень паэзіі — 21 сакавіка;
Міжнародны дзень лясоў — 21 сакавіка;
Сусветны дзень водных рэсурсаў — 22 сакавіка;
Сусветны дзень тэатра — 27 сакавіка;
Міжнародны дзень птушак — 1 красавіка;
Міжнародны дзень дзіцячай кнігі — 2 красавіка;
Міжнародны дзень спорту на карысць міру і развіцця — 6 красавіка;
Сусветны дзень здароўя — 7 красавіка;
Міжнародны дзень вызвалення вязняў канцлагераў — 11 красавіка;
Міжнародны дзень палёту чалавека ў космас — 12 красавіка;
Міжнародны дзень помнікаў і гістарычных месцаў — 18 красавіка;
Міжнародны Дзень Маці-Зямлі — 22 красавіка;
Сусветны дзень кнігі і аўтарскага права — 23 красавіка;
Сусветны дзень аховы працы — 28 красавіка;
Дні памяці і прымірэння, прысвечаныя загінуўшым у Другой сусветнай вайне — 8—9 мая;
Міжнародны дзень музеяў — 18 мая;
Дзень піянерскай дружбы — 19 мая;
Сусветны дзень культурнай разнастайнасці ў імя дыялога і развіцця — 21 мая;
Міжнародны дзень біялагічнай разнастайнасці — 22 мая;
Сусветны дзень без тытуню — 31 мая;
Міжнародны дзень абароны дзяцей — 1 чэрвеня;
Сусветны дзень навакольнага асяроддзя — 5 чэрвеня;
Дзень юнацкага руху — 15 чэрвеня;
Міжнародны дзень барацьбы са злоўжываннем наркатычнымі сродкамі і іх незаконным абаротам — 26 чэрвеня;
Міжнародны дзень дружбы — 30 ліпеня;
Сусветны дзень барацьбы з гандлем людзьмі — 30 ліпеня;
Міжнародны дзень моладзі —12 жніўня;
Міжнародны дзень дабрачыннасці — 5 верасня;
Міжнародны дзень пісьменнасці — 8 верасня;
Сусветны дзень прадухілення самагубстваў — 10 верасня;
Міжнародны дзень дэмакратыі — 15 верасня;
Міжнародны дзень аховы азонавага пласта — 16 верасня;
Міжнародны дзень міру —21 верасня;
Сусветны дзень турызму — 27 верасня;
Міжнародны дзень пажылых людзей — 1 кастрычніка;
Міжнародны дзень музыкі-1 кастрычніка;
Міжнародны дзень сацыяльнага педагога — 2 кастрычніка;
Сусветны дзень абароны жывёл — 4 кастрычніка;
Сусветны дзень настаўнікаў — 5 кастрычніка;
Дзень Арганізацыі Аб’яднаных Нацый — 24 кастрычніка;
Міжнародны дзень школьных бібліятэк — чацвёрты панядзелак кастрычніка;
Сусветны дзень гарадоў — 31 кастрычніка;
Сусветны дзень навукі за мір і развіццё — 10 лістапада;
Міжнародны дзень энергазберажэння — 11 лістапада;
Сусветны дзень дзіцяці — 20 лістапада;
Сусветны дзень прывітанняў — 21 лістапада;
Сусветны дзень барацьбы са СНІДам — 1 снежня;
Міжнародны дзень інвалідаў — 3 снежня;
Міжнародны дзень добраахвотнікаў у імя эканамічнага і сацыяльнага развіцця (Сусветны дзень валанцёраў) — 5 снежня;
Сусветны дзень правоў чалавека — 10 снежня;
Міжнародны дзень салідарнасці людзей — 20 снежня.
III. Юбілейныя даты, якія будуць адзначацца ў 2020/2021 навучальным годзе
02.09.2020 — 75 гадоў з дня заканчэння Другой сусветнай вайны.
13.09.2020 — 30 гадоў з дня стварэння Беларускай рэспубліканскай піянерскай арганізацыі (13.09.1990).
14.09.2020 — 100 гадоў з дня заснавання Нацыянальнага акадэмічнага тэатра імя Янкі Купалы ў Мінску (14.09.1920 адкрыўся як Беларускі дзяржаўны тэатр).
24.10.2020 — 75 гадоў з дня ўтварэння Арганізацыі Аб’яднаных Нацый (24.10.1945 уступіў у сілу Статут ААН).
25.12.2020 — 120 гадоў з дня адкрыцця Мінскай абласной бібліятэкі імя А. С. Пушкіна (адкрылася як Мінская гарадская публічная бібліятэка імя А. С. Пушкіна 25.12.1900).
26.04.2021 — 35 гадоў з дня аварыі на Чарнобыльскай АЭС (26.04.1986).
29.05.2021 — 75 гадоў з дня заснавання Мінскага трактарнага завода (29.05.1946).
згарнуць№1.
Не забывайце, што выхаванне пачынаецца ў сям'і. Па словах В.А Сухамлінскага, «у сям'і закладваюцца карані, з якіх вырастаюць потым і галінкі, і кветкі, і плады. На маральным здароўі сям'і будуецца педагагічная мудрасць школы ". Аснова ўзаемадзеяння класнага кіраўніка і сям'і - зацікаўленасць абодвух бакоў у развіцці дзіцяці, у раскрыцці ў ім лепшых якасцей, неабходных для самавызначэння і самарэалізацыі. Таму асноўныя функцыі класнага кіраўніка ва ўзаемадзеянні з сям'ёй наступныя:
№2.
Сваю працу пачынайце з дыягностыкі сям'і. Гэта неабходна для выяўлення праблем у выхаванні дзіцяці, вывучэння жыллёва-бытавых умоў, у якіх яно знаходзіцца, выпрацоўкі адзінага погляду педагогаў і бацькоў на выхаванне і развіццё дзіцяці.
Калі вы запланавалі наведванне сям'і вучня, загадзя дамоўцеся з бацькамі аб сваім прыходзе. Будзьце карэктныя, тактоўныя, вытрыманыя ў зносінах, тон павінен быць прыязным і спакойным. У размове ні ў якім разе не павучайце бацькоў, можаце толькі раіць або рэкамендаваць.
Адпраўляючыся на сустрэчу, прадумайце пытанні ці асноўныя пункты гутаркі. Добра, калі падчас размовы ў кватэры знаходзяцца ўсе члены сям'і, так вы зможаце пазнаёміцца з усімі адразу ў залежнасці ад таго, пра што вы гаворыце з бацькамі, дзіця можа знаходзіцца альбо з вамі, альбо пад якой-небудзь падставай ў іншым пакоі. Не зацягвайце свой візіт, памятайце аб правілах добрага тону. Пасля наведвання абавязкова зафіксуйце асноўныя высновы, зробленыя вамі.
№3.
Працу з бацькамі будуйце дыферэнцыравана: у адных бацькоў ёсць праблемы ў выхаванні, а іншыя могуць падзяліцца вопытам сямейнага выхавання. Таму не навязвайце ўсім аднолькавыя формы ўзаемадзеяння, арыентуйцеся на іх патрэбы, асаблівасці сямейнага выхавання. Перадавайце бацькоўскай супольнасці інфармацыю пра важныя для класа і школы справы, каб кожная сям'я магла вызначыць сваю форму і меру ўдзелу ў іх.
№4.
Ніколі не скардзьцеся бацькам на іх дзяцей, патрабуючы прыняцця адпаведных мер.
№5.
Не забывайце: у педагогіцы вырашальнае значэнне мае першы момант уваходу ў клас, першыя ўрокі, першае знаёмства з дзецьмі, першы бацькоўскі сход.
№6.
Аддавайце сваё цяпло, ласку не тым, хто на іх напрошваецца або хто вам падабаецца, а таму, каму гэта асабліва неабходна.
№7.
Усе заўвагі рабіце ў добразычлівым, спакойным тоне, не вешаючы ярлыкоў.
№8.
Формула паспяховай дзейнасці класнага кіраўніка: Любоў → Давер → Разуменне → Падтрымка.
№9.
Калі вы сумняваецеся, як паступіць, лепш не спяшайцеся. «Сумнеў - не на карысць мудрых», - казаў Сакрат.
№10.
Настаўнік павінен быць заўсёды ў форме, заўсёды падцягнуты, заўсёды ў добрым настроі. Успомніце мудрае выслоўе Казьмы Пруткова: «Калі хочаш быць шчаслівы - будзь ім!»
САВЕТ №11.
Любая дзейнасць пачынаецца з планавання работы. Не забудзьцеся, складаючы план:
Паспрабуйце спланаваць экскурсіі, класныя гадзіны, тэмы бацькоўскіх сходаў. Прадумайце справы класа як унутраныя, так і агульнашкольныя.
Вы можаце ўключыць у план работы наступныя раздзелы:
згарнуць
Социально-педагогическая характеристика класса
(примечание:заполняется на начало и конец учебного года, для вновь назначенных классных руководителей заполняется на конец первой четверти)
Рекомендации по составлению характеристики класса:
Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.
Количество учащихся
Из них мальчиков, девочек
Возрастной состав
Были ли слияния с другими классами, есть ли прибывшие ученики (из каких школ)
Смена классного руководителя
Содержание и характер учебной деятельности:
Общая характеристика успеваемости, дисциплины
Наличие контроля за оценками отдельных учеников
Дисциплина на уроках, кто нарушает?
Пропуски уроков
Жизнь класса вне учебных занятий:
Интерес к кружкам, экскурсиям, коллекционированию и т.д.
Участие классного коллектива в общешкольной жизни
Проявление сознательной дисциплины
Влияние на класс родительской общественности
Общественно полезный труд в классе, школе
Руководство классным коллективом и его организацией:
Актив класса, его работа (выделить лучших)
Участие в школьных мероприятиях
Наличие неформальных лидеров, причины их влияния на класс
Наличие отверженных
Взаимоотношения внутри коллектива:
Степень сплоченности
Проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи
Наличие или отсутствие группировок
Особенности взаимоотношения между мальчиками и девочками
Эмоциональное неблагополучие отдельных детей
Общие выводы:
Уровень развития коллектива
Характер общего эмоционального климата в коллективе
Дисциплинированность
Определение основных недостатков в организации жизни коллектива
Характеристика должна содержать достаточное количество обоснованных конкретных педагогических выводов, учитывающих специфику данного коллектива.
згарнуць